Энциклопедия

Организация нормальной речевой среды
Первые голосовые реакции - крик и плач - появляются у ребенка с самого рождения. Это, конечно, еще не речь, но, издавая разнообразные звуки, малыш тренирует и развивает свои язык, губы, голосовые связки - настанет пора заговорить (разовьется мозг, улучшится координация), а весь речевой аппарат уже готов к работе. Параллельно ребенок учится слушать и понимать человеческую речь. Так, известно, что двухнедельный человечек успокаивается, услышав обращенные к нему слова матери.
Первая ответная улыбка возникает у ребенка в возрасте 3-5 недель: младенец смотрит в лицо того, кто разговаривает с ним, и прислушивается к звуку его голоса.
К концу 1 месяца можно успокоить малыша колыбельной, а вскоре маленький человек начинает реагировать на интонации разговаривающего с ним взрослого. Если с ребенком часто разговаривают, обращаются к нему, с разных сторон зовут по имени, то к 5-6 месяцам он поворачивается к источнику звука и быстро находит его взглядом. Малыш узнает голоса своих родных. Когда мать или отец ласково зовут спящего малыша, ребенок улыбается им с закрытыми глазами.
В возрасте около 2 месяцев малыш начинает гулить, к 3-му месяцу - лепетать. Ребенок издает все больше разнообразных звуков и с удовольствием прислушивается не только к окружающим, но и к себе.
Заметим, что чем больше слов понимает ребенок, чем точнее различает интонации, тем легче взрослым общаться со своим малышом. В сущности, понимание «чужой» речи - это фундамент развития собственной речи малыша. Прислушиваясь к беседам взрослых людей, ребенок старается выделять отдельные слова и различать составляющие их звуки; запоминая названия разнообразных предметов, пытается найти, выделить эти предметы среди других.
Твитнуть |