Авторизация на сайте

Энциклопедия

Расширение словарного запаса

Для того, чтобы новые слова закреплялись в активном словаре малыша на третьем году жизни, нужно как можно чаще предъявлять ему различные предметы, картинки, включать слова в разные речевые контексты.

Используйте приемы сравнения, задавайте наводящие вопросы, описывайте малышу предметы и явления окружающего мира.

«Что это?»

Показывая на какую-нибудь тела ребенка или его вещь, задайте вопрос «Что это?»

Варианты этой игры: задавайте ребенку «что это», показывая на различные предметы домашнего обихода; слушая звуки, которые издают животные; вытаскивая из мешочка мелкие вещицы. Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их скатертью и, когда малыш спросит «Что это?», попросить его снять скатерть и назвать предметы.

«Кто это?»

Объясните ребенку, как и когда нужно задавать вопрос «кто?» и как на него отвечать. По книге с картинками спросите у малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т. д. Используйте ситуации вокруг вас и малыша; спрашивайте ребенка: «Кто бежит?», «Кто ест?» и т. п.

«Ответ на два вопроса»

Приготовив предмет, игрушку или картинку, задайте ребенку по очереди вопросы: «Что это?» - «Это яблоко». «Какого цвета яблоко?» - «Яблоко красное». Помните, что второй вопрос должен быть простой, а перед тем, как предложить ребенку отвечать, дайте ему образцы ответов, показывая предмет, спросите: «Что это?» - и ответьте сами: «Это чашка. Чашка маленькая». После тренировки попробуйте спросить таким образом малыша.

«Обобщаем»

Смешайте картинки и предметы, относящиеся к разным категориям, и попросите малыша дать вам, например, все картинки, на которых изображены птицы (машины). Если он пропустил какую-то картинку, скажите: «Я вижу еще одну птицу!» и попросите найти ее.

«Выбери»

Покажите ребенку картинку и спросите о том, что на ней изображено: «Это одежда?» (или другое обобщающее понятие).

«Что такое?»

Приготовьте картинки (игрушки или предметы), возьмите по несколько штук из каждой группы, например, 3 картинки с «едой», 4 - с машинками, 3 - с животными. Показывайте ребенку по очереди эти картинки, а малыш пусть скажет, что это - еда, машины или животные.

«Нет»

Улучите момент, когда малыш отрицательно качает головой, и покачайте тоже, сопровождая это словом «нет». Попросите малыша повторить это слово. Предложите ему что-либо, от чего он обязательно откажется, и потренируйте слово «нет». Можно использовать прием с игрушками: «Кукла спит?» - «Нет». «У мышки есть рога?» - «Нет» и т. д.

«Нету»

Покажите малышу несколько игрушек, спрячьте их и скажите: «Нету». Попросите ребенка повторить это слово. Проговорите ситуацию несколько раз.

«Не»

Показывайте на различные предметы и части тела и сообщайте малышу, чем они не являются (выражайте отрицание). Например, вы показываете ребенку на нос и говорите: «Это не рот»; показываете на вилку и говорите: «Это не ложка». Потом спросите у ребенка, показав на ухо: «Это не нос?» Если он молчит, ответьте за него: «Не нос!» - попросите повторить. Давайте ребенку время на ответ.

«Что делает?»

Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий), и спросите ребенка: «Что он делает?» Малыш должен правильно назвать действие, то есть глагол (окончание может путать).

Вариант игры: на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек, кукол - по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т. д.).

«Что я делаю?»

Производите какие-либо действия и спрашивайте малыша: «Что я делаю?» Он будет вам отвечать.

«Объяснялки»

Приготовьте несколько игрушечных или настоящих предметов, положите их перед малышом. Взяв ложку, спросите: «Что мы делаем ложкой?» или «Чем мы едим?» (в этом случае малыш должен выбрать ложку и назвать ее, взяв в руки).

«Мой - не мой»

Приготовьте несколько предметов, одни из которых принадлежат ребенку, а другие - кому-то другому. Спросите малыша: «Чья это пирамидка». Добивайтесь, чтобы малыш, отвечал: «Это моя» или «Это не моя».

«Я»

Приготовьте несколько игрушек и расположите на столе перед малышом. Задавайте вопросы и ребенку, и игрушкам (мишка, зайка, белка и т. д.). «Кто спит в берлоге? Ты?» - обращаясь к ребенку. Малыш должен научиться отвечать: «Нет, не я. Мишка спит в берлоге». «Кто сегодня хорошо поел?» - «Я». Когда малыш говорит о себе, он должен употреблять местоимение «я» чаще, чем свое имя.

«Чей?»

Выберите и приготовьте несколько предметов, чья принадлежность хорошо известна малышу. Спросите его: «Чье это платье?» И ответьте сами: «Мамино», выделив окончание. Попросите ребенка повторить и постепенно добивайтесь самостоятельного употребления притяжательных местоимений.

Вариантом является игровое задание, в котором участвуют игрушки: «Чья это морковка?» - «Зайкина», «Чьи это усы?» - «Мышкины». «Чья это юбочка?» - «Куклы», тогда малыш будет осваивать притяжательные прилагательные.

«Могу и буду»

Приготовьте картинки с изображением животных (собака, кот и т. д.) или игрушки. Дайте ребенку игрушку и спросите: «Кто может мяукать?» Ответ, который вам нужен, будет: «Кот может мяукать». Вначале нужно давать малышу образцы ответов. Затем можно спросить у ребенка: «Кто будет есть мед?» - «Мишка будет» и т. д.

«Угадай»

Приготовьте картинку, покажите ее малышу и попросите его рассказать, используя как можно больше признаков, но, не называя сам предмет, что там нарисовано. Потом можно загадать какой-то предмет и дать его подробное описание, а ребенок должен догадаться, о чем идет речь. Можно помочь вопросами.

«Наоборот»

Приготовьте несколько пар картинок, обозначающих противоположные по значению слова. Можно воспользоваться «Альбомом антонимов» с иллюстрациями. Предложите ребенку разложить картинки по парам. Для начала можно предложить несколько пар предметов, хорошо знакомых малышу. Называйте признак: «Огонь - горячий, а лед - ...», «утюг - тяжелый, а бумага - ...» и т. д.

Помните, что в этом возрасте ребенок постепенно начинает пользоваться обозначениями времени (вчера, сегодня) и спрашивает вас о значении новых слов. Поэтому и вы будьте внимательны: когда говорите с малышом или читаете ему, спрашивайте, понимает ли он, о чем идет речь, известно ли ему значение того или иного слова, объясняйте. Если ребенок задает вопросы, поощряйте его любознательность.

Учите произносить слово «еще»

  • Если вы кормите малыша, и он вам показывает, что хочет «добавки», произнесите слово «еще» и попросите ребенка повторить за вами это слово.
  • Дайте малышу интересную игрушку (например, яркое колечко). Если ребенку понадобится еще одна игрушка, подождите, пока он сам не попросит: «Еще».
  • Если малыш любит качаться на качелях, попробуйте остановить качели и подождите, пока ребенок не попросит вас: «Еще».
  • Когда ваш малыш усвоит это слово и сможет его использовать, предложите ребенку комбинировать «еще» с другими словами: «дай еще», «еще яблоко» и т. д.

Учите малыша произносить слово «все»

  • Когда ребенок поест, и его тарелка опустеет, скажите ему: «Все, в тарелке больше ничего нет». Покажите рукой на тарелку, разведите руки в стороны и повторите еще раз: «Все, больше нет».
  • Похвалите ребенка, что он молодец, съел всю кашу: «Каша вся кончилась».
  • Вы поиграли с малышом, а потом вместе с ним убрали, игрушки на место (в коробку, в шкаф). Обратите внимание ребенка на то, что стол опустел, покажите рукой на стол и скажите: «Все, нет больше игрушек». Разведите руками в стороны: видишь, на столе нет ничего. Попросите малыша повторить вслед за вами слово «все».
  • Когда ребенок начнет самостоятельно произносить слово «все», предлагайте ему комбинировать это слово с другими словами: «Все, нет молока» и т. д.
  • Играя с малышом, старайтесь употреблять слова: «еще», «все, нет больше». Пусть к любимой кукле Тане придет в гости еще одна кукла. Попросите малыша повторить: «Еще Катя». А когда ребенок поиграет, уберите кукол и скажите: «Все, нет больше кукол».

Учите ребенка выполнять ваши просьбы: «Дай мне», «Покажи мне»

  • Возьмите несколько хорошо знакомых ребенку предметов. Положите куклу в коляску и попросите малыша: «Дай мне куклу». Покажите рукой на себя, а затем на куклу. Подведите ребенка к коляске, помогите достать куклу из коляски и дать вам. Похвалите его.
  • Посадите мишку в машину. Попросите малыша: «Дай мне мишку». Покажите на себя, на мишку. Постарайтесь убедить малыша выполнить вашу просьбу. Обязательно подбадривайте его.
  • Поставьте на стол несколько хорошо и знакомых малышу игрушек (куклу, мишку, мячик). Попросите его показать вам каждый предмет: «Покажи куклу. Молодец!»; «Покажи мишку. Молодец!»; «Покажи мячик. Молодец!»; «Дай мне куклу... Умница!»; «Дай мне мячик... Умница!»; «Дай мне мишку... Умница!»

Учите ребенка показывать знакомые предметы

  • Ребенок знает названия очень многих вещей и предметов, которые находятся в его комнате и во всей квартире. Все равно старайтесь постоянно называть эти предметы. Просите ребенка принести вам подушечку, одеяло, маленький стульчик, пирамидку и т. д.
  • Во время прогулок рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает. Покажите малышу цветы, которые растут на клумбе или на газоне. Пусть ребенок их рассмотрит, потом найдет другие цветы и покажет вам.
  • После того как вы назвали предмет и показали его ребенку, еще раз повторите, как он называется. Потом попросите малыша найти такой же предмет и показать вам его.
  • Покажите ребенку камешки, которые увидите под ногами. Поднимите их, дайте их рассмотреть малышу. Пусть ребенок найдет камешек и даст вам. Постоянно разговаривайте с ребенком. Объясняйте малышу, что вы делаете, чем пользуетесь, как называются разные предметы и явления. Используйте в своей речи только простые предложения.
  • Рассматривайте вместе с ребенком журналы, детские книжечки. Просите малыша показывать знакомые предметы: «Где мишка?», «Где кукла Таня?», «Покажи мне мячик, машинку» и т.д.
  • Берите малыша с собой за покупками. Пусть он вместе с вами выбирает игрушки или продукты. Просите его принести что-нибудь доступное для него: «Принеси мне хлеб, печенье» и т. д.
  • Учите ребенка показывать части тела
  • Сядьте напротив малыша и возьмите в руки куклу. Покажите рукой на носик куклы, скажите: «Это нос». Спросите у ребенка: «Где твой нос?» Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его носика :«Вот твой нос». Попросите малыша показать, где носик у куклы. А затем спросите ребенка: «Где твой носик?» Добивайтесь, чтобы малыш самостоятельно показывал эту часть лица.
  • Учите малыша показывать нос, рот, глаза у других людей: мамы, папы, бабушки. Спрашивайте его: «Где мамин нос?»; «Где папин нос?»; «Где бабушкин нос?» Если малыш показывает правильно, скажите ему: «Да, правильно, это нос».
  • Подойдите с ребенком к зеркалу. Покажите на своем лице нос, глаза, рот. Показывайте и называйте. Теперь попросите малыша показать и назвать, где у него глазки, носик, ротик.
  • Теперь попросите малыша дотронуться пальчиком до ваших носа, рта, глаз. Возьмите в руки куклу или зверюшку и попросите ребенка показать на них те части лица, которые он усвоил. После того как ребенок усвоил эти части лица, можно переходить к следующим.
  • Когда будете купать своего малыша, обязательно называйте те части тела ребенка, которые вы помыли или будете сейчас мыть.

 

Новости

 

Открыто голосование по конкурсу

"Малыш месяца, декабрь".

Выбери своего фаворита!

 


Малыш Года-2010:

Анна Ванна (Бурбург)

Женские новости

Беременная Мэрайя Кэрри спела перед Бараком Обамой

Мэрайя Кэрри, которая сейчас находится в положении, выступила на концерте «Рождество в Вашингтоне»,

Все новости

Как создать неповторимую Линеечку за 3 минуты

Сделать домашней страницей

Случайное видео

Баку через 4 года!
Афа Багирова, Баку
Всё видео